Воскресенье, 02.10.2022, 10:39 Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
center
МЕНЮ
Полезные ссылки
ОТЗЫВЫ НОК

Адаптация без слез

ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ


Елена Михайловна Кулеша

МБДОУ «ДС № 62 «Почемучка»

Педагог-психолог

первой квалификационной категории

 


Для ребенка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями.

Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара, У. Кэнона, Г. Селье и других ученых. Оно включает несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация – это:

·     свойство любого живого организма;

·     процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой;

·     результат активного взаимодействия человека со средой;

·     цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится.

Таким образом, адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда».

Известны три основных стиля, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру:

·     комфортный стиль, когда человек постепенно привыкает к среде, пассивно принимая все ее требования и обстоятельства;

·     избегающий стиль, когда человек не хочет или не может приспосабливаться к требованиям среды, пытается игнорировать их или открыто бунтует – противопоставляет себя окружению и даже вообще выходит из него;

·     творческий стиль, когда человек позитивно принимает среду и при этом старается активно изменять ее условия, приспосабливая их к себе и обретая необходимый физический и психический комфорт [3, с. 3].

Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов и педагогов является творческий стиль адаптации человека к своему окружению.

Возраст ребёнка от года до трех лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать психику ребёнка.

Процесс сопровождения ребенка в период адаптации к детскому саду важно проектировать с учетом индивидуальных особенностей самого ребенка и образовательного запроса со стороны его семьи.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения игр-занятий.

Игра, как ведущая деятельность детей позволяет:

·     снять эмоциональное и мышечное напряжение;

·     снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;

·     способствовать развитию навыков взаимодействия детей друг с другом;

·     способствовать развитию внимания, восприятия, речи, воображения;

·     способствовать развитию чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

·     способствовать развитию игровых навыков, произвольному поведению;

·     оптимизировать детско-взрослые отношения.

Базовыми средствами для разработки сценариев игр-занятий служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, фольклор и «догонялки». Все эти приемы быстро вовлекают детей в общий ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.

 

Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Вариативность использования этих игр позволяет достигнуть индивидуализации образовательного процесса, как того требует ФГОС ДОУ.

Педагог-психолог, являюсь непосредственным активным участником занятия — заряжаю детей своими положительными эмоциями, что в свою очередь, вызывает желание у воспитанников принять участие в игре, побуждает воспроизводить действия по образцу.

В процессе игр-занятий с малышами я устанавливаю доверительные отношения, что позволяет провести диагностику в игровой форме, в положительной психоэмоциональной обстановке.

Активное участие в занятиях принимает и воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые мной в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Мною проводится также работа с родителями детей в период адаптации к ДОУ. Родителям предлагается заполнить анкету «Давайте познакомимся», которая позволяет выявить особенности поведения ребёнка, его умения и навыки, особенности режима, индивидуальные привычки. На основе анализа анкет и наблюдений за ребёнком, приглашаются родители на индивидуальные консультации, где даются рекомендации для наиболее успешной адаптации к ДОУ, если это необходимо.  Выступаю на родительских собраниях, где знакомлю родителей с вариантами течения адаптации, рассказываю, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышам в период адаптации. Даю стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка.

На мной взгляд, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ в адаптационный период представляет собой процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса и направлен на решение задач не только успешной адаптации, но поэтапного использования комплекса мер по преодолению трудностей адаптации, и обследования детей.

Игровые занятия с детьми в период адаптации помогают решать мне важную задачу по сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ. Игры с детьми раннего возраста помогают правильно организовать общение психолога, воспитателей, родителей и детей в этот сложный период, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным, что помогает более безболезненно пережить поступление в детский сад не только детям, но и их родителям. Воспитатели отмечают, что после 2-х, 3-х занятий дети радуются приходу педагога-психолога и даже самые «тяжелые» одними из первых идут на контакт.

По итогам мониторинга, в течение 2016 – 2018 г.г. прослеживается положительная динамика результатов анализа листов адаптации детей раннего возраста к детскому саду: количество детей с легкой степенью адаптации к новым условиям выросло на 4%, средней степенью адаптации – на 2%, детей с тяжелой степенью адаптации к условиям ДОУ уменьшилось на 3%.

Можно сделать вывод, что всё это говорит в пользу продолжения систематической работы в данном направлении, так как даёт исключительную возможность облегчить период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, помочь преодолеть его за более короткий период, свести к минимуму тревоги и психологический дискомфорт родителей, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный хостинг uCoz