Пятница, 29.03.2024, 16:47 Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
center
МЕНЮ
Полезные ссылки
ОТЗЫВЫ НОК

Использование игр по развитию речи в домашних условиях

Подготовила  Деденко С.А.

воспитатель старшей группы «Б»

компенсирующей направленности

«Светлячки»

Использование игр по развитию речи в домашних условиях

 

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык является необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст - это период наиболее активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому одной из главных задач обучения в детском саду и дома является развитие речи, всех ее сторон, и познавательной деятельности. Особенно большое значение приобретает формирование и развитие лексико-грамматического строя речи.

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.

    Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем,  понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи.

Работа по развитию лексики включает в себя расширение и обогащение словарного запаса существительными прилагательными и глаголами, уточнение значения слов, понимание и использование синонимов и антонимов.

   Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Развитие грамматического строя речи включает в себя работу над:

– морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам);

– словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств);

– синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

  Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной  энергии, с минимальными волевыми усилиями.

    Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

     В настоящее время разработана система игр и игровых упражнений, которая предназначена для того, чтобы учить детей употреблять слова в точном значении, правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения.

    В работе с дошкольниками проводятся игры с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений, настольно-печатные игры, словесные игры.

 

Предлагаю игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи

 

«Было - стало»

Цель - упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

Покажите ребенку картинку (например, с изображением птиц), закрыв правую часть листом бумаги, и скажите: «На ветке сидела одна птица, а теперь сидят…»(откройте правую часть картинки). Ребенок должен посчитать птиц и закончить предложение: «Три птицы». Аналогичные действия выполняются с остальными картинками.

 

«Чего не стало?»

Цель – упражнение в образовании форм родительного падежа единственного числа существительных.

Разложите на столе картинки или предметы (количество предметов выкладываем +/- один к возрасту ребенка, т.е. 6-8 штук для 7-летнего ребенка). Предложите ребенку назвать и запомнить картинки или предметы, которые перед ним лежат. Попросите ребенка закрыть глаза, уберите один предмет. Затем спросите ребенка, чего не хватает на столе. Во время игры следите за тем, чтобы ребенок правильно употреблял существительные в родительном падеже.

 

 «Один – много»

Цель - упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Дети встают в круг. Вы называете существительное в единственном числе (например, одна книга), и бросаете мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, образует от этого слова родительный падеж множественного числа (много книг) и перебрасывает мяч другому ребенку. Тот называет другое слово в единственном числе именительном падеже и возвращает мяч вам и т.о. игра продолжается.

 

«Волшебная коробка»

Цель – упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Положите картинки в коробку и скажите ребенку, что гномик прислал посылку. У гномика все предметы маленькие (например, не сапоги, а сапожки). Нужно правильно назвать все предметы, которые прислал гномик.

 

«Чей, чья, чье?»

Цель – упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

Разложите по комнате мягкие игрушки-животные. Скажите, что животные играют с ребенком в «прятки». Спросите, чьи части тела ребенок видит (например, чье это длинное ушко виднеется из-за шторы? – заячье ушко).

 

«Скажи наоборот»

Цель – упражнение в подборе слов с противоположным значением (антонимов).

Предложите ребенку закончить фразы в стихотворении:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь…(низко),

Скажу я слово «далеко»,

а ты ответишь …(близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты мне …(храбрый),

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай…(конец).

                                        Д. Чиарди  

    

«Чей малыш?»

Цель – упражнение в подборе слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Разложите пред ребенком картинки диких или домашних взрослых животных (птиц). В отдельную стопку сложите картинки детенышей (птенцов).

Попросите назвать и подобрать из стопки пары к данным картинкам по принципу «мама – малыш».

 

«Скажи по-другому»

Цель - упражнение в подборе слов с близким значением (синонимов).

Взрослый называет ребенку существительное (например, врач), просит ребенка назвать похожее по значению слово, кидает мяч ребенку. Ребенок называет синоним данного слова (доктор) и возвращает мяч взрослому.

 

«Что из чего сделано?»

Цель – упражнение в образовании относительных прилагательных.

Взрослый задает наводящие вопросы ребенку о том,  какие бывают предметы, если они сделаны из железа, серебра, ткани, кожи, дерева, стекла, пластмассы и т.д. (Например, « Если нож сделан из железа, то он какой?»). Ребенок называет соответствующее имя прилагательное (железный).

 

Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития речи.

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz