МЕНЮ
Полезные ссылки
ОТЗЫВЫ НОК
|
Адаптация без слезИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ КАК
ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Елена Михайловна
Кулеша МБДОУ «ДС № 62 «Почемучка» Педагог-психолог первой квалификационной категории
Для ребенка раннего возраста, впервые
переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с
неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. Современное научное представление о
феномене адаптации основывается на трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К.
Анохина, К. Бернара, У. Кэнона, Г. Селье и других ученых. Оно включает
несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация – это: · свойство любого
живого организма; · процесс приспособления
к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия
между организмом и средой; · результат
активного взаимодействия человека со средой; · цель, которую
организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится. Таким
образом, адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия
организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах,
на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется
на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда». Известны
три основных стиля, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру: · комфортный
стиль, когда человек постепенно привыкает к среде, пассивно принимая все ее
требования и обстоятельства; · избегающий
стиль, когда человек не хочет или не может приспосабливаться к требованиям
среды, пытается игнорировать их или открыто бунтует – противопоставляет себя
окружению и даже вообще выходит из него; · творческий
стиль, когда человек позитивно принимает среду и при этом старается активно
изменять ее условия, приспосабливая их к себе и обретая необходимый физический
и психический комфорт [3, с. 3]. Оптимальным, по мнению социологов,
культурологов, психологов и педагогов является творческий стиль адаптации
человека к своему окружению. Возраст ребёнка от года до трех лет характеризуется
обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому
адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так
организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать психику ребёнка. Процесс сопровождения ребенка в период
адаптации к детскому саду важно проектировать с учетом индивидуальных
особенностей самого ребенка и образовательного запроса со стороны его семьи. Дети раннего возраста эмоциональны и
впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными,
так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Эти особенности и легли в основу построения игр-занятий. Игра, как ведущая
деятельность детей позволяет: · снять
эмоциональное и мышечное напряжение; · снизить
импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию; · способствовать
развитию навыков взаимодействия детей друг с другом; · способствовать
развитию внимания, восприятия, речи, воображения; · способствовать
развитию чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; · способствовать
развитию игровых навыков, произвольному поведению; · оптимизировать
детско-взрослые отношения. Базовыми средствами для разработки
сценариев игр-занятий служат разнообразные игры с речевым сопровождением:
хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, фольклор и «догонялки». Все эти
приемы быстро вовлекают детей в общий ритм, переключают их с дружного плача на
дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают
положительный эмоциональный настрой. Не стоит настаивать на активном участии
всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только
наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми,
которые готовы приступить к игре.
Не следует оценивать детей, добиваться
единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом
случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут
проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции. В процессе практической работы допустимо
как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в
соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными
особенностями детей. Вариативность использования этих игр позволяет достигнуть
индивидуализации образовательного процесса, как того требует ФГОС ДОУ. Педагог-психолог, являюсь непосредственным
активным участником занятия — заряжаю детей своими положительными эмоциями, что
в свою очередь, вызывает желание у воспитанников принять участие в игре, побуждает
воспроизводить действия по образцу. В процессе игр-занятий с малышами я
устанавливаю доверительные отношения, что позволяет провести диагностику в
игровой форме, в положительной психоэмоциональной обстановке. Активное участие в занятиях принимает и воспитатель.
Он перенимает методы и приемы, применяемые мной в различных ситуациях, отмечает
наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе. Мною проводится также работа с
родителями детей в период адаптации к ДОУ. Родителям предлагается заполнить
анкету «Давайте познакомимся», которая позволяет выявить особенности поведения
ребёнка, его умения и навыки, особенности режима, индивидуальные привычки. На
основе анализа анкет и наблюдений за ребёнком, приглашаются родители на
индивидуальные консультации, где даются рекомендации для наиболее успешной
адаптации к ДОУ, если это необходимо. Выступаю на родительских собраниях, где
знакомлю родителей с вариантами течения адаптации, рассказываю, какие трудности
ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышам
в период адаптации. Даю стандартные рекомендации для всех родителей и примерный
алгоритм адаптации ребёнка. На мной взгляд, психолого-педагогическое
сопровождение детей раннего возраста в ДОУ в адаптационный период представляет
собой процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса и
направлен на решение задач не только успешной адаптации, но поэтапного
использования комплекса мер по преодолению трудностей адаптации, и обследования
детей. Игровые занятия с детьми в период
адаптации помогают решать мне важную задачу по сопровождению детей раннего
возраста в период адаптации к ДОУ. Игры с детьми раннего возраста помогают
правильно организовать общение психолога, воспитателей, родителей и детей в этот
сложный период, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным,
радостным и полезным, что помогает более безболезненно пережить поступление в
детский сад не только детям, но и их родителям. Воспитатели отмечают, что после
2-х, 3-х занятий дети радуются приходу педагога-психолога и даже самые
«тяжелые» одними из первых идут на контакт. По
итогам мониторинга, в течение
2016 – 2018 г.г. прослеживается положительная динамика результатов анализа листов
адаптации детей раннего возраста к детскому саду: количество детей с легкой
степенью адаптации к новым условиям выросло на 4%, средней степенью адаптации –
на 2%, детей с тяжелой степенью адаптации к условиям ДОУ уменьшилось на 3%. Можно сделать вывод, что всё это говорит в пользу
продолжения систематической работы в данном направлении, так как даёт
исключительную возможность облегчить период адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ, помочь преодолеть его за более короткий период, свести к минимуму
тревоги и психологический дискомфорт родителей, обеспечив тем самым полноценное
развитие ребенка.
|
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|