Четверг, 09.05.2024, 22:38 Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
center
МЕНЮ
Полезные ссылки
ОТЗЫВЫ НОК

КРИОТЕРАПИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

КРИОТЕРАПИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга). У детей с ОВЗ, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторики руки испытывают затруднения. Работая в группе компенсирующей направленности, я постоянно сталкиваюсь с тем, что у наших ребят кроме речевых нарушений, нарушена и мелкая моторика рук. 

Все мы знаем слова известного педагога В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». А исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы». Связь функции кисти руки и речи настолько тесная и значительная, что тренировку пальцев рук М. М. Кольцова рассматривает, как мощный физиологический стимул развития речи детей.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Поэтому своевременное развитие мелкой моторики руки ребенка помогает повысить его уровень овладения речью. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. А также развитие мелкой моторики:

- повышает тонус коры головного мозга;

- развивает речевые центры коры головного мозга;

- стимулирует развитие речи ребенка;

- согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;

- способствует улучшению артикуляционной моторики;

- развивает чувство ритма и координацию движений;

- подготавливает руку к письму;

- поднимает настроение ребенка.

         В своей работе с детьми я применяю различные виды игр для развития мелкой моторики рук детей: это и пальчиковые игры, и игры с различными крупами, прищепками, крышками, шишками и т.д. Дети в восторге от ежедневного самомассажа кистей рук с помощью мячиков Су-Джок.  Также предметно-пространственная среда группы оснащена различными видами конструкторов, мозаиками, мелкими игрушками, шнуровками, бусами, пуговицами, перчатками с нашитыми пуговицами и бусинами, балансирами, различными видами настольного театра и много других видов игр, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка.

         Но всегда хочется, чего еще, хочется использовать в своей работе какие-то новые инновационные технологии, методы и приемы для помощи нашим ребятам. И конечно же это новое, и интересное должно соответствовать нормам ФГОС образовательной деятельности.

Я обратила свое внимание на такой нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук детей как криотерапия. И я хочу сегодня познакомить вас с этим методом. Новизна моего опыта, состоит в использовании игр и игровых упражнений с элементами криотерапии в работе по развитию мелкой моторики рук.

         Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» - лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Криотерапия - контрастная терапия. Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего возрастает сократительная способность мелких мышц кисти. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

         Для того, чтобы развитие мелкой моторики, посредством метода криотерапии, было эффективно, я придерживаюсь ряда требований:

- игры со льдом проводятся систематически;

- игры должны соответствовать уровню общемоторного и психического развития;

- игры должны приносить радость детям.

Использование данного метода способствует: развитию тактильной чувствительности, активизации иннервации мышц тонкой моторики, а также развитию моторных центров коры головного мозга. Этот метод помогает решать ряд задач коррекционно - развивающего обучения. Использование метода криотерапии не требует специального оборудования, что является очень удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Чтобы сделать использование метода криотерапии эффективным и интересным для детей, я разработала ряд игр со льдом и объединила их в картотеку. Провела мастер-класс родителям, где они познакомились с криотерапией, поиграли со льдом и убедились в пользе данного метода, для развития мелкой моторики их детей.

         Для проведения криотерапии необходимы только кусочки льда, которые можно приготовить в самых различных емкостях. Можно использовать формочки для песка, детскую посудку, подставки от шоколадных конфет, всевозможные контейнеры, крышки от пластмассовых бутылок и многое другое.  А для того, чтобы детям было более интересно играть с кусочками льда, можно придать им цвет, или разнообразную форму.

         Использование криотерапии проводится в три этапа.

1 этап – это чередование теплых и холодных процедур.

Нужно приготовить две емкости. В одну емкость насыпать лед, в другой – налита теплая вода. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лед 10 секунд. Затем разогревают руки в емкости с теплой водой.  Снова опускают руки в лед, уже на 10-12 секунд. Криоконтраст проводят три раза. Третий раз дети опускают руки в лед на 10-15 секунд. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Первый этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр (5-10 секунд): «Найди игрушку», «Золотая рыбка», «Найди колечко», «Достань, что назову», «Ловись рыбка большая и маленькая».

 2 категория игр (10-20 секунд): «Выложи по образцу», «Разноцветные цифры», «Дорожки», «Заполни кружок», «Укрась букву», «Напиши слово», «Выложи схему».

3 категория игр (20-30 секунд): «Разноцветная гусеница», «Бабочка», «Нарисуй яблоко», «Укрась платочек», «Разноцветные дорожки».

4 категория игр (30-60 секунд): «Ледяная крепость», «Замок Снежной королевы», «Выложи по образцу», «Красивое ожерелье», «Ледяная стройка».

         Второй этап включает в себя растяжку пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После трехразового криоконтраста проводятся растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, так как большие пальцы связаны с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность детей. После растяжки следует пальчиковая гимнастика, я беру пальчиковую гимнастику в соответствие с изучаемой лексической темой.

         Третий этап – это развитие тактильной чувствительности. На этом этапе проводится массаж руки с помощью грецких орехов, карандашей, массажных щеток, шишек, Су- Джок мячиков, перчаток, с нашитыми пуговицами, бельевых прищепок, поглаживание предметов разных фактур.

Игры с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-10 секунд первый раз и доводится до 1 минуты в конце месяца. Это позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

Криотерапию я стала использовать только в этом учебном году, но могу уже сделать вывод, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода позволяет не только развивать мелкую моторику рук детей, но и закреплять и расширять сенсорные представления детей, закреплять представления о форме и величине, совершенствовать пространственные представления. Также игры со льдом учат детей ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции. Способствуют развитию высших психических функций, способствует развитию воображения, закреплению представлений о свойствах предметов, развитию изобразительной деятельности. Выполняя постройки из ледяных кубиков, у детей развиваются конструктивные способности, при строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции. Игры со льдом развивают исследовательскую деятельность детей. Дети знакомятся со свойствами льда. Благоприятное воздействие оказывает криотерапия и на эмоциональную сферу: у детей стабилизируется эмоциональный фон, ослабевает психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой на занятия, возрастает познавательная активность, что способствует положительной динамике в коррекционной работе. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

 Кроме того, этот метод изначально имеет медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

При использовании криотерапии, необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми: эписиндромом; миопатией (наследственное заболевание); очень гибким детям. Осторожно применять криотерапию с: длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми.

Подводя итог, хочу отметить, что использование криотерапии оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики и играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь позволяет:

- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

- совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью;

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности. А комплексный подход будет способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и речи.

Анализируя, проделанную работу, сделала вывод, что я выбрала метод криотерапии не зря. Дети очень эмоционально реагируют, проявляют большой интерес и желание играть со льдом. Это в свою очередь позволило мне достичь следующих положительных результатов:

- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые

упражнения и их комбинации;

- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;

- повышается интерес детей к занятиям, положительный эмоциональный настрой.

Я смело могу посоветовать всем использовать метод криотерапии в своей работе с детьми. И вы сами сможете убедиться в безграничных возможностях данного метода.

 

 

Список используемой литературы:

1.   Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

2.  Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Буренина И.А. Современные методы криотерапии в клинической практике. 2014г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

    

 


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz