МЕНЮ
Полезные ссылки
ОТЗЫВЫ НОК
|
ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ У ВОСПИТАННИКОВ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ У ВОСПИТАННИКОВ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ Чигридова Надежда Викторовна Анжелика Владимировна Барановская МБДОУ «ДС № 62 «Почемучка» учителя-логопеды высшей категории
«Если ребенок до трех лет, по каким – то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому» Л.С. Выготский Нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. В последнее время количество детей с различными отклонениями в развитии увеличивается: до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка, и в частности - речь. Значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. Ранняя профилактика, диагностика и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Противоречия и проблемы реализации концепции раннего вмешательства: недостаточность взаимодействия со структурами здравоохранения, отсутствие единой методики диагностического обследования детей раннего возраста, недостаточная информационная готовность педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста, поздно возникающая заинтересованность родителей, как участников образовательного процесса, в вопросах развития детской речи. Представляем опыт эффективного взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса, которое позволяет поддерживать родителей и педагогов в охране и укреплении здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО. Разработана модель организации ранней профилактики, позволяющая: - максимально рано выявлять детей, имеющих негативные тенденции в развитии речи, которые базируется на факторах патофизиологического порядка; - обеспечивать сопровождение выявленных воспитанников педагогическими и медицинскими специалистами до определения адаптированной образовательной программы обучения и начала коррекционного воздействия; - целенаправленно вовлекать родителей в процесс реализации образовательной области «Речевое развитие»; - оказывать помощь педагогам в выстраивании осознанной эффективной работы по развитию речи дошкольников, т.е. в индивидуализации образования воспитанников, как того требует ФГОС ДО. Создание в ДОУ активной речевой среды, соответствующей возрасту детей, как важное средство профилактики нарушений речи. Поддержка актуальности и интереса родителей через использование различных видов обратной связи и различных способов взаимодействия. Объединение усилий семьи и ДОУ, выработка единого подхода к речевому воспитанию ребёнка. Ещё один важный этап профилактической работы ДОУ – информационно-прогностический – направлен на оценку качества, устойчивости результатов проводимой работы и определение дальнейших перспектив. Комплекс мероприятий, направленных на профилактику негативных тенденций в речевом развитии у воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, позволяет получить следующие результаты: - Систематизация методик, направленных на раннее выявление речевых нарушений, в том числе методик, которые могут быть использованы родителями в условиях семьи. - Повышение информационной готовности педагогов ДОУ к работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста. - Оказание помощи педагогам в выстраивании осознанной эффективной работы по развитию речи дошкольников, т.е. в индивидуализации образования воспитанников, как того требует ФГОС ДО. - Обеспечение сопровождения выявленных воспитанников педагогическими и медицинскими специалистами до определения адаптированной образовательной программы обучения и начала коррекционного воздействия. - Внедрение эффективных форм сотрудничества с родителями и целенаправленное вовлечение их в процесс реализации образовательной области «Речевое развитие». - Формирование у родителей практических умений, необходимых для развития общеречевых навыков у детей. - Формирование мотивационной готовности к коррекции негативных тенденций в речевом развитии у родителей воспитанников «группы риска».
Профилактика негативных тенденций в речевом развитии у воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ даёт исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. В рамках данной работы в нашем детском саду создана "ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ", где педагоги-специалисты ДОУ оказывают консультативную помощь заинтересованным родителям, для повышения родительской педагогической компетентности проводят игровые семинары-практикумы. |
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Календарь
Независимая оценка
Мой выбор, мое будущее
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||