Четверг, 09.05.2024, 20:00 Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
center
МЕНЮ
Полезные ссылки
ОТЗЫВЫ НОК

латеральный профиль

«ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗНЫМИ ЛАТЕРАЛЬНЫМИ ПРОФИЛЯМИ»

Мирнова Александра Юрьевна

МБДОУ «ДС № 62 «Почемучка»

учитель-логопед I квалификационная категория

Речь – основа коммуникации, не является врожденной способностью человека, эту функцию необходимо формировать с раннего возраста, а совершенствовать, пожалуй, на протяжении всей жизни. Многообразные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию детей. При организации коррекционно - логопедической работы, с целью улучшения адаптивных и компенсаторных возможностей организма ребёнка с нарушением речи я опираюсь на сохранные функции его организма.

Достичь, эту цель мне помогают здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение физического, психического, социального, нравственного здоровья ребенка на всех этапах его воспитания и развития.  В работе с детьми на логопункте я стала обращать внимание на то что одни дети воспринимают словесные инструкции к заданию легко, а кому-то необходимо неоднократное повторение инструкции либо ее визуальное сопровождение. Это подтолкнуло к поиску информации почему так происходит? Я обратилась к научной литературе. Мое внимание привлекла тема латерализации профиля ребенка.

Под индивидуальным латеральным профилем (профиль латеральной организации мозга) понимается индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. По мнению доктора медицинских наук М. М. Кольцовой существует прямая связь между профилем функциональной сенсомоторной асимметрии или индивидуальным латеральным профилем и выраженностью речевых нарушений у детей. На сегодняшний день вопрос о роли межполушарной асимметрии в формировании определенных индивидуальных свойств личности широко исследуется специалистами различных областей науки. За основу в своей работе мы взяли условную классификацию профилей индивидуальной латерализации, разработанную доктором психологических наук Аллой Леонидовной Сиротюк, которая условно выделяет три основных типа организации мозга: смешанный (амбидекстры), односторонний (левополушарный, правополушарный) и равнополушарный-гармоничный.

При гармоничном (равнополушарном типе организации мозга, перекрестном) каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Гармоничный индивидуальный латеральный профиль встречается редко.

При смешанном индивидуальном латеральном профиле (дети – амбидекстры) ведущее полушарие организует работу одного или двух органов (ухо, глаз, рука) на своей стороне тела, а другие ведущие органы на противоположной стороне тела. Дети, обладающие таким профилем, часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации.

При одностороннем индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Дети с таким профилем не имеют стрессоустойчивости и для них процесс обучения является наиболее трудоемким.

Рассмотрев вышеперечисленные особенности развития индивидуального латерального профиля детей, важным моментом в коррекционной работе является комплексный подход:

  • диагностическое обследование ребенка для установления его особенностей развития,
  • уточнение его стартовых возможностей и определение условий обучения;
  • построение занятий и отбор материалов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • проведение дифференциального обучения, предварительная и индивидуальная помощь перед проведением групповых занятий, дифференцирование помощи в рамках группы;
  • построение обучения по концентрическому принципу;
  • контроль психофизической нагрузки как по интенсивности и продолжительности, так и по последовательности предъявления заданий (интеллектуальной и двигательной нагрузки, фазы активной работы и релаксации).

Известно, что основной принцип развития и коррекции – опора на сильные стороны ребёнка. Поэтому нами были разработаны методические карты с примерными формами работы с каждым латеральным профилем в образовательной деятельности (обучения, взаимодействия) с учётом вышеназванных принципов, а также с выделением сильных и слабых сторон каждого из профилей. Так, при организации работы с детьми с односторонним латеральным профилем «чистыми правшами» эффективными средствами обучения являются: 

  • Включение специальных упражнений, активизирующих межполушарное взаимодействие; Смена активных и релаксационных методов; Темп работы быстрый; Метод подачи информации наглядно-словесный; Эффективными средствами обучения являются задания репродуктивного характера («Сделай так же»), на поиск ошибки, решение логических задач, составление схем;

             При организации работы с детьми со смешанным латеральным профилем «амбидекстрами» основное внимание уделяется:

  • Включение специальных упражнений активизирующих межполушарное взаимодействие; Метод подачи информации наглядно-словесный; Применять широкий круг двигательных средств; Смена активных и релаксационных методов; Мотивационное стимулирование интереса к заданию

При организации работы с детьми с односторонним латеральным профилем  «чистыми левшами» эффективными средствами обучения являются: 

  • Информацию лучше преподносить от частного к общему с фиксацией на деталях;  Использовать в большей степени словесные методы; Вырабатывать вместе с ребёнком алгоритм действия;  Использовать метод фантазирования;  Левая полусфера пространства: наглядность лучше располагать слева от ребенка; Темп работы медленный;

После  обследования детей на выявление латерального профиля дети распределяются по подгруппам в соответствии с их индивидуальными особенностями. Для составления индивидуальных коррекционных маршрутов подбираются те формы работы, которые наиболее эффективно могут создать ситуацию успешного ребенка. В начале коррекционного процесса занятия с детьми на логопункте строятся индивидуально. Как только у детей появляется произношение отсутствующих звуков, дети объединяются по подгруппам (до 3 – 4х человек) в соответствии с их латеральным профилем. С подгруппами детей данный подход способствует обучению воспитанников вариативности в выполнении заданий, повышению их собственной самооценки, стимулированию взаимопомощи во время выполнения заданий, развитию волевой сферы, то есть происходит создание общей ситуации успеха, что значительно сокращает сроки коррекционной работы с детьми.  Для детей со смешанным латеральным профилем (детей - амбидекстров) и с односторонним правым латеральным профилем приемы и формы работы практически идентичны. Таким образом, я работаю над приемами подачи информации индивидуально для каждого латерального профиля в целях более эффективного восприятия и понимания детьми задания. Для активизации межполушарного взаимодействия (образования новых нейронных связей) и активизации органов артикуляции использую как классические упражнения, так и кинезиологические, которые подбираю по уровню развития ребенка с опорой на его более сильные стороны. Данные упражнения подходят для детей любых латеральных профилей, но с индивидуальной подборкой.

Я использую как традиционные кинезиологические упражнения, так и нетрадиционные:

- альбом «Зарядка для мозга»: выполняя систематически упражнения, у ребёнка формируются новые нейронные связи, повышается концентрация внимания, развивается пальцевой и кистевой праксис. Данное пособие активно применяю в работе с разными латеральными профилями. Так, для чистых правшей и амбидекстров достаточно наглядно продемонстрировать последовательность выполнения. Детям левшам подключаю дополнительные стимульные материалы для заинтересованности в выполнении данного задания.    

- н.п. игра «1-2-3 найди и покажи, как я». Данное пособие отлично подходит для детей со смешанным и правым односторонним латеральным профилем. 

- нейропрописи (рисование двумя руками одновременно). Данное упражнение развивает пальцевой и кистевой праксис, формирует межполушарные связи. Для детей смешанного и правого одностороннего латерального профиля использую в классическом варианте. Для чистых левшей дополняю красочные элементы в прописях. (например: рисунок рыбок, прошу ребенка дорисовать волны).  

     - Н.П. игра «Змейки» - ребенку следует указательными пальцами обеих рук синхронно двигаться по туловищу змеек и четко проговаривать слова с выделением звука на автоматизацию. Так детям со смешанным и правым односторонним латеральным профилем достаточно обратить внимание на символы правой и левой руки, на автоматизирующий звук. А для детей с левым односторонним латеральным профилем следует точно проговорить последовательность действий в данной игре.

     - Н.П. игра «Нейропальчики» -   Ребенок, поднимая пальцы на обеих руках, произносит слова, далее игра усложняется, и ребенок должен согласовать слово с числительным и произнести (3 зефира).

     - Н.П. игры с фонариком – один из способов более активной автоматизации звука и активации интереса детей-амбидекстров к заданию посредством развития воображения ребенка.

     - Н.П. игра «Башня» - ребенку предлагается башня, которую он рассматривает, говорит из чего построена башня. Педагог просит запомнить содержимое башни и закрывает картинку, но оставляет при этом небольшую подсказку в виде тени предметов и просит построить точно такую же башню из предложенных предметов на автоматизирующий звук.   

     - Д/упр «Назови и покажи»детям следует правильно произнести слово и правильно показать предложенный жест.  С каждым разом задание можно усложнять: проговорить слово, показать двумя руками одинаковые жесты, произнести слово и показать двумя руками разные жесты. Данное задание отлично подходит для детей со смешанным и правым односторонним латеральным профилем, но и дети с левым односторонним профилем с интересом выполняют задание. Достаточно точно проинструктировать последовательность  выполнения задания. Не следует требовать от детей данного профиля работать в едином темпе, для них характерен спокойный замедленный темп. 

-Д/упр. «Найди, обведи и проговори». Специалист произносит слово для поиска, ребёнок находит картинку с правой и с левой стороны листа, обводит ее двумя руками одновременно и произносит слово, правильно произнося заданный звук. Данное упражнение активизирует внимание, развивает межполушарную связь и закрепляет звукопроизношение в словах.

Для двигательной активности использую нейротропу. Данный вид деятельности хорошо подходит для детей со смешанным и односторонними латеральными профилями. Ребенку следует проходить по тропе и при этом выполнять словесные инструкции. Нейтропу возможно использовать и в подгрупповой деятельности. Для детей с односторонним левым латеральным профилем следует дать точную инструкцию выполнения, детям со смешанным и правым односторонним латеральным профилем следует обратить внимание на разложенные карточки, предметы. Предложить рассказать, как дети будут проходить тропу.  

В работе с детьми активно использую Лепбук – это красочно оформленная папка со множеством кармашков и вкладышей игр, загадок, ребусов. Данное пособие рекомендуется детям со смешанным и правым односторонним латереальным профилем. Лепбуки с наполнением более графичным: схемы, бродилки, дорожки, ребусы для детей с левым односторонним латеральным профилем. 

В период совершенствования звукопроизношения, в конце коррекционного периода я использую мультипликацию. Вместе с воспитанником мы придумываем сюжет будущего мультфильма, обговариваем детали, выбираем технику исполнения Вся работа строится в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом. Так 1 раз в месяц мы совместно анализируем успехи и трудности в освоении детьми их индивидуальных коррекционных маршрутов в контексте данной работы и при необходимости корректируем маршрут ребенка. Тесная работа ведется и с родителями воспитанников. Проводятся консультации планово и по запросам, даются индивидуальные рекомендации по организации взаимодействия с детьми и по организации речевой деятельности всех членов семьи в домашних условиях. В детском саду нами был создан детско-родительский клуб «Ступеньки к школе». В рамках клубной деятельности с детьми и родителями были организованы семинары-практикумы по проведению игр в домашних условиях, способствующих развитию высших психических функций, мелкой моторики рук, фонематического слуха.

В заключении, опираясь на высокую результативность своего практического опыта, хочу отметить, что использование мною подобранных в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка методов, приемов, авторских игр и пособий значительно повышает эффективность логопедической работы и способствует разностороннему развитию личности ребенка и его психологическому комфорту при этом.

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz