Понедельник, 20.05.2024, 18:37 Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
center
МЕНЮ
Полезные ссылки
ОТЗЫВЫ НОК

Модели сопровождения детей в адаптационный период

 

 

Для ребенка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться. Что же представляет собой адаптация?

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда».

Известны три основных стиля, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру:

•  комфортный стиль, когда человек постепенно привыкает к среде, пассивно принимая все ее требования и обстоятельства;

•  избегающий стиль, когда человек не хочет или не может приспосабливаться к требованиям среды, пытается игнорировать их или открыто бунтует – противопоставляет себя окружению и даже вообще выходит из него;

•  творческий стиль, когда человек позитивно принимает среду и при этом старается активно изменять ее условия, приспосабливая их к себе и обретая необходимый физический и психический комфорт.

Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов и педагогов является творческий стиль адаптации человека к своему окружению. В нашем детском саду данный стиль является приоритетным. Мы считаем, что дети раннего возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада. Большая роль при этом отводится сенсорному воспитанию, культурным практикам, разным видам игры и детского художественного творчества.

Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют со стороны взрослого грамотного процесса сопровождения – психолого-педагогического, организационного, методического. Процесс сопровождения ребенка в период адаптации к детскому саду важно проектировать с учетом индивидуальных особенностей самого ребенка и образовательного запроса со стороны его семьи.

Цель: помощь детям и родителям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • сопровождение семей воспитанников в адаптационный период в целях повышения педагогической компетенции родителей и снятия их тревожности.
    • Действия, мероприятия по реализации практики:

Для снижения стресса «испытания» и успешной адаптации детей в дошкольном учреждении используется творческий стиль адаптации посредством специально разработанного цикла игр-занятий, но с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения игр-занятий.

Игра, как ведущий вид деятельности детей позволяет:

•  снять эмоциональное и мышечное напряжение;

•  снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;

•  способствовать развитию навыков взаимодействия детей друг с другом;

•  способствовать развитию внимания, восприятия, речи, воображения;

•  способствовать развитию чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

•  способствовать развитию игровых навыков, произвольному поведению;

•  оптимизировать детско-взрослые отношения.

I направление – «Психолого-педагогическое сопровождение детей»:

Начало проведения игр-встреч происходит впервые дни поступления детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.

В процессе игр-встреч с малышами устанавливаются доверительные отношения, что позволяет провести диагностику в игровой форме, в положительной психоэмоциональной обстановке. На наш взгляд – одно из важнейших условий адекватной оценки развития ребенка. В ходе наблюдения выявляется уровень развития социальных навыков, инициативности, самостоятельности, умение вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.

II направление – «Работа с воспитателями»:

Воспитатели внедряют в свою работу методы и приемы, использованные педагогом-психологом в играх-занятиях в различных ситуациях, на которые дети реагировали наиболее ярко и эмоционально.

Воспитателям предлагается консультативно-просветительский материал, проводятся семинары-практикумы и тренинги на снятие психологической разгрузки.

III направление – «Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников»: 

Проводятся групповые и подгрупповые мероприятия для родителей в различных форматах, где они знакомятся с вариантами течения адаптации, с приемами по преодолению трудностей, которые ожидают семью в острый период, признаками качественных характеристик адаптивных реакций ребёнка, с практическими приемами помощи малышам в период адаптации.

Стандартные рекомендации для всех родителей, а также примерный алгоритм адаптации ребёнка размещены в ДОУ на стенде «Педагог-психолог советует».

 

ИГРОВЫЕ ВСТРЕЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

Конспекты игр-встреч с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Рекомендации для родителей в период адаптации ребёнка к детскому саду

Косультационный материал для родителей

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz